Зробити пожертву
Укр / Eng
23.02.18

Со второй половины 2014 года в Украине идут судебные процессы, касающиеся выплаты пенсий, социальных пособий и компенсаций за разрушенное жилье жителям Луганской и Донецкой областей. За это время суды уже наработали определенную практику в новых для них делах, однако последние события могут поколебать сложившийся порядок. Что, однако, не обязательно плохо.

Украинские суды — это не зло

У Благотворительного фонда “Право на защиту” в судах — 330 исков, касающихся приостановки пенсионных выплат жителям двух областей востока Украины. Из 210 дел, которые уже рассмотрели суды первой инстанции, 200 имели положительные для истцов решения. Апелляционные суды в 92 случаях 82 раза также выносили решения в пользу пенсионеров. Судьи кассационной инстанции также уже нескольких рассмотренных делах становились на сторону граждан, а не Пенсионного фонда. Координатор по оказанию правовой помощи БФ “Право на защиту” Юлия Трало подчеркивает, что “пройти все методы национальной защиты — не всегда необходимое зло. Статистика решений национальных судов по делам относительно пенсионных выплат достаточно обнадеживающая, и рассмотрение длится, как правило, около полугода”.

Решения Верховного суда имеют при этом особый вес, поскольку их учитывают суды первой и апелляционной инстанции. При этом сам ВС, вынеся уже несколько решений в пользу пенсионеров, едва мог бы теперь занять противоположную позицию. “Если по аналогичному делу другой коллегией Верховного суда будет намерение принять диаметрально противоположное решение, эта процедура будет достаточно усложнена, потому что такое решение должна будет принимать уже Объединенная палата”, — поясняет Юлия Трало.

Из-за такого значения решений ВС суды первой и апелляционной инстанций не спешат сейчас выносить решения по делам другой категории, более сложным, касающимся выплаты компенсаций за разрушенное жилье. ВС же может вынести первое свое решение по такому делу в ближайшее время. “По одному нашему обращению в апелляции будет скоро уже пятое слушание и судьи очень не хотят выносить решение до решения Верховного суда. По их информации, какое-то дело передано на рассмотрение Большой палаты”, — рассказывает адвокат Украинского Хельсинского союза по правам человека Юлия Науменко, поддерживающая в судах именно такого рода жалобы.

От решения Верховного суда относительно выплаты компенсаций будет зависеть и судьба соответствующих обращений в Европейский суд по правам человека. Юлия Науменко уже подала туда ряд жалоб, так как ни украинская судебная практика, ни украинское законодательство не формируют до сих пор в полной мере механизмов компенсирования гражданам понесенного ущерба. За четыре года войны никто в Украине не получил такой компенсации. Однако если ВС вынесет решение в пользу пострадавших граждан, Европейский суд будет иметь основания отклонять те жалобы, которые были поданы до исчерпания методов национальной защиты. Если же решение Верховного суда будет негативным, у потерявших имущество вследствие боевых действий жителей Донецкой и Луганской областей будут крепкие шансы получить положенные им компенсации уже по решению Европейского суда — которого, однако, предстоит ждать еще несколько лет.

Мечта Минсоцполитики

Решения Европейского суда будут также веско влиять на практику украинских судов. Именно поэтому тревожным сигналом для пострадавших от войны жителей востока Украины стало недавнее заявление Министерства социальной политики Украины. 15 февраля ведомство Андрея Ревы в своей e-mail-рассылке объявило, что “Европейский суд по правам человека признал законным отказ Украины производить социальные выплаты на неподконтрольных государству территориях”. Но на самом деле в своих выводах Минсоцполитики, мягко говоря, преувеличило.

Жалоба, с которой обратились в Европейский суд по правам человека пять истцов из Донецка, касалась не только прекращения пенсионных выплат, но и невозможности, как настаивали они, отстоять это право в судах, так как на неподконтрольной территории украинские суды больше не действуют. Суд действительно отклонил жалобу, так как представителям правительства удалось доказать, что мера с закрытием судов на неподконтрольной территории была вынужденной, что суды в Донецкой и Луганской областях были перенесены на подконтрольную территорию и — самое главное — что авторы жалоб выезжали за пределы ОРДЛО. Таким образом, они могли обратиться в суд на подконтрольной территории, чего они не сделали, направив жалобу сразу в Европейский суд.

Однако Европейский суд никоим образом не поддержал правоту украинского правительства собственно в невыплате пенсий. В решении действительно была формулировка, которая могла бы ввести в заблуждение того, кто желал бы в данном случае “заблудиться”. Так, в пункте 77 своего решения Суд, отвергая жалобу в дискриминации, поясняет, что ситуация истцов из Донецка объективно отличается от ситуации других пенсионеров тем, что они живут на территории, на которую не распространяется власть украинского правительства. “Как представляется, это существенным образом ограничивает — если не лишает — правительство в возможности эффективно продолжать действие судов и выплату социальных пособий на этой территории”, — говорилось дальше в этом пункте решения Европейского суда.

Суд, как отмечает Юлия Трало, в части нарушения права на пенсию вообще не рассматривал жалобу по существу. В обращении в эту международную инстанцию важно соблюдение всех формальностей, и негативные решения случаются часто именно по формальным причинам. Так, по сути, случилось и в этом случае, поскольку истцы не исчерпали методов национальной защиты. В формулировке, о которой шла речь выше, суд только констатировал отсутствие дискриминации жителей ОРДЛО со стороны правительства.

“Суд учитывает, что государство объективно не может выплачивать социальные пособия на территориях, которые ему не подконтрольны, и именно поэтому предлагает другой механизм — обратиться за выплатами на подконтрольной территории, а если это ни к чему не приведет, обратиться в суд на подконтрольной территории, — поясняет Юлия Трало. — То есть, суд делает вывод, что дискриминация здесь не может применяться как статья, потому что люди на подконтрольной территории и на неподконтрольной находятся все-таки в разных условиях. В ситуации, когда человек на подконтрольной территории получает пенсию, а человек, который живет на неподконтрольной территории, не получает и ни при каких условиях не получит, тогда это была бы дискриминация. А вопрос так не стоял”.

А мог бы, и при такой постановке украинское правительство проиграло бы, как проигрывает сейчас Пенсионный фонд в судах украинских. В делах, которые ведет “Право на защиту”, речь идет о проверках по месту регистрации вынужденных переселенцев и отслеживании их перемещений через линию разграничения. Когда на основании этих проверок переселенца лишают выплат, это является дискриминацией, отмечает Юлия Трало, ведь “пенсионер, проживающий в Житомирской, Киевской или Черниговской области, может ездить куда угодно на какой угодно срок и, естественно, его никто не проверяет, на месте ли он и куда он выезжал”.

Юлия Трало сомневается поэтому, что украинские суды будут читать решение Европейского суда так, как его прочитало Минсоцполитики. При этом Юлия Трало сожалеет о такого рода информационной активности этого ведомства, так как она дезориентирует граждан и демотивирует вынужденных переселенцев отстаивать свои нарушенные права в судах.

Новый фактор — “закон о реинтеграции”

Что касается, однако, жителей неподконтрольных территорий, то ситуация у них действительно несколько иная, и в перспективе ее может усложнить новый закон “Об особенностях государственной политики относительно обеспечения государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях”, которым Киев признает Россию страной-агрессором, а ОРДЛО — оккупированными территориями. Юлия Науменко предполагает, что закон никак не повлияет практику судов в делах о выплате компенсаций за разрушенное жилье, если речь идет о жилье, расположенном на подконтрольной территории. Однако делах о жилье на территории “республик” ситуация может измениться.

“Украина фактически снимает с себя ответственность за нарушение прав людей на территориях Луганской и Донецкой областей, которые не подконтрольны Украине. Но на территориях, подконтрольных Украине, ответственность остается на Украине, поскольку Украина имеет эффективные методы защитить, восстановить, выплатить компенсации, проверить, действительно ли жилье разрушено. То есть, на жителей подконтрольной территории это никак не должно повлиять”, — предполагает адвокат.

Однако и относительно жителей ОРДЛО можно спорить, отмечает она, так как до сих пор выплата компенсаций за разрушенное жилье оговаривалась только законом о борьбе с терроризмом, тогда как на Донбассе четыре года шла “антитеррористическая операция”. Новый закон не имеет обратной силы и не может поэтому распространяться на случаи разрушений, имевшие места до его принятия.

Но даже его применение для новых случаев разрушений не должно становиться поводом для отчаяния. Процедура отстаивания своих прав остается стандартной — исчерпав все методы национальной защиты, пострадавшие направляют жалобы в Европейский суд по правам человека, который, при надлежащим образом составленной жалобе, будет, вероятно, принимать решения в пользу пострадавших граждан.

Плохо во всей этой массе текущих и будущих решений, как относительно выплаты пенсий, так и относительно компенсаций за разрушенное жилье, то, что они едва ли повлияют в ближайшее время на практику официальных органов и законодательство, так что каждому пострадавшему в обозримой перспективе все равно придется проходить все круги судебного ада, что растянется на месяцы и годы.

Украинскому правительству в этой ситуации, вместо борьбы с собственными гражданами, стоило бы работать именно над борьбой в международных судах с провозглашенным агрессором, чтобы в будущем получить от России возмещение расходов по тем компенсациям, которые сейчас люди могут требовать только от украинского государства. Возможно, закон “Об особенностях государственной политики…” как раз и станет шагом в этом направлении, хотя до сих пор, как видно, усилия Киева направлялись в другую сторону.