Зробити пожертву
Укр / Eng
17.09.18

Проблемы с пенсиями у переселенцев появились в 2016 году с принятием скандального Постановления 365 и появлением “списков СБУ”. И с тех пор вынужденные переселенцы должны были проходить через постоянные проверки и верификации, чтобы не лишиться пенсии. Но даже это не гарантировало им того, что выплаты не будут прекращены, и с каждым разом правительство придумывало новые ограничения (получение пенсий только в “Ощадбанке”, прекращение выплат пенсионных долгов за предыдущие периоды и так далее). В настоящее время переселенец может лишиться пенсии даже за то, что попал в больницу именно в тот момент, когда на дом пришла проверка. И даже больничная выписка не является аргументом для Пенсионного Фонда, – чтобы немедленно восстановить выплаты переселенцам приходится идти в суд.

За последнее время есть уже два серьезных решения, когда суд стал на сторону переселенцев и признал дискриминационную политику правительства в отношении ВПЛ незаконной.

Так, 4 июля 2018 года Киевский апелляционный суд отменил нормативные акты Кабинета министров, которые обязывают переселенцев проходить проверки для выплаты пенсий. Но чиновники всё же нашли лазейку, чтобы проверки продолжались.

Совсем недавно Большая Палата Верховного Суда отклонила апелляцию управления Пенсионного фонда и оставила в силе образцовое решение Верховного Суда как суда первой инстанции, согласно которому прекращение выплат пенсий переселенцам на основаниях, не предусмотренных Законом Украины “Об общеобязательном государственном пенсионном страховании” (в том числе и по так называемым “спискам СБУ”), считается незаконным.

Но несмотря на судебные решения, переселенцы живут как на пороховой бочке, поскольку Пенсионный фонд в любой момент может прекратить выплаты по надуманным причинам.

О том, с какими проблемами продолжают сталкиваться переселенцы в вопросе выплат пенсий и как с ними справляться, “ОстроВ” побеседовал с координатором по оказанию правовой помощи Благотворительного Фонда “Право на защиту” Юлией Трало.

– Насколько сейчас актуален вопрос прекращения выплат пенсий переселенцам?

К сожалению, последнее решение Верховного Суда о признании незаконной практики Пенсионного фонда по приостановлению выплат пенсий внутренне перемещенным лицам – это не панацея для всех. Это не означает, что всем сразу станет хорошо, что отменят проверки, списки СБУ и так далее, это всего лишь открытие пути к упрощенной защите своих прав в суде для тех людей, кто столкнулся с аналогичной ситуацией.

Мы для себя классифицируем несколько категорий пенсионных дел. Во-первых, это дела, связанные со специальными пенсиями: назначение льготных пенсий для тех, кто работал в особых условиях (тяжелый, подземный труд и так далее). Во-вторых, это люди, которые никогда не выезжали с оккупированной территории и не регистрировались как переселенцы, хотя до 2014 года они получали пенсию. Таких дел немного, потому что это люди маломобильные (инвалиды, пожилые люди). В-третьих, это дела экс-переселенцев: люди, которые переехали на подконтрольную территорию, сменили прописку на “местную” и отказались от справки переселенца. С одной стороны, они могут даже участвовать в местных выборах, с другой, для Пенсионного фонда они пожизненно считаются жителями неподконтрольных территорий и пенсию могут получать только в качестве зарегистрированных ВПЛ. В-четвертых, это собственно проблемы переселенцев-пенсионеров, которые зарегистрированы как ВПЛ и в связи с различными обстоятельствами (попал в списки СБУ, не прошел проверку и верификацию от Минфина или Ощадбанка и так далее) им прекратили выплачивать пенсию. Это самая многочисленная категория.

– Как решаются проблемы маломобильных людей, которые не могу выехать с неподконтрольных территорий?

– Это очень сложная категория судебных дел, но они есть. И судебная практика примерно в 80% таких дел скорее негативная. На сегодняшний момент единственный предусмотренный законодательством способ добиться восстановления своих выплат – это зарегистрироваться переселенцем. Поэтому, очень распространена практика, когда родственники различными способами везут своих родителей на подконтрольную территорию, чтобы оформить пенсию. Например, на том же КПВВ Станица Луганская, где существует только пешеходный переход через обваленный мост, можно наблюдать страшные картины, когда на носилках несут лежачих людей. Это страшно, но для них это единственная возможность зарегистрироваться как переселенец и восстановить свою пенсию. Но у тех людей, у которых нет родственников или финансовых возможностей проводить такие переезды или они не могут это совершить в силу болезни, они эту пенсию получить никак не могут.

К сожалению, для таких категорий граждан не существует никакого специального правового механизма для восстановления пенсии. И если подобное дело попадает в суд, то он будет исходить из существующей нормативно-правовой базы. Несмотря на негативную судебную практику в отношении подобных дел, у нас все же были прецеденты, когда суд выносил положительные решения. Но после этого возникал вопрос, как получить эти деньги. Мы продолжаем работать над этими делами – то есть относительно выполнения судебного решения.

– Каким образом человек, проживающий на неподконтрольной территории и не имеющий возможности выехать, может обратиться в суд?

– Адвокат от его имени обращается в суд. Суть иска состоит в том, чтобы восстановить выплату пенсии вместе с задолженностью за предыдущий период (начиная с 2014 года). Так вот даже после положительного решения суда в пользу истца возникает проблема, как получить эти деньги. При всех раскладах человек должен приехать на подконтрольную территорию, ведь у него даже нет возможности сделать доверенность на родственника, так как документы, оформленные на неподконтрольной территории, не признаются. То есть мы имеем ситуацию, когда у человека есть решение суда в его пользу, которое нельзя исполнить.

– Ранее была инициатива общественных организаций, чтобы организовать доставку пенсий на оккупированную территорию через международные организации (Международный комитет Красного Креста, ООН). Как Вы к такому относитесь? Насколько это реально осуществить?

– Различные организации (международные и национальные) действительно обсуждали подобный механизм доставки пенсий на оккупированную территорию с привлечением структур ООН и МККК, но количество людей, которым придется привозить пенсии, огромно и нужен большой потенциал организаций для того, чтобы верифицировать этих всех людей, доставлять деньги и так далее. Нужно понимать, что этот вопрос касается не десяти и даже не тысячи человек. По разным оценкам, на конец 2014 года на неподконтрольной территории оставались 160 тысяч пенсионеров, которые так и не выехали и не восстановили выплаты. В конце концов перевозить такие суммы денег каждый день может быть небезопасно. Мне кажется, что как идея этот вариант может рассматриваться, но практического применения она не приобретет.

– Расскажите о проблемах с пенсиями, с которыми сталкиваются переселенцы, которые со временем отказались от справки ВПЛ.

– Стоит понять, что изначально закон о переселенцах, а соответственно и справка внутренне перемещенного лица, создавались для того, чтобы люди, которые убегают от военных действий и находятся в уязвимом состоянии, могли получать какую-то поддержку, льготы, право на участие в каких-то программах и так далее.Но у нас эта справка стала фактически пропуском к своим базовым правам. И сейчас появились люди, которые переехали на подконтрольную территорию, интегрировались в местные общины и считают справку переселенцы неким якорем, который тащит их обратно от этой интеграции, поэтому отказываются от нее. Но управления Пенсионного Фонда сообщают этим людям, что для получения пенсий им все равно необходимо снова получать справку ВПЛ, чтобы пенсия начислялась как переселенцу.

– Почему так происходит?

– Согласно объяснениям, которые предоставляют сотрудники управлений ПФУ, когда начисляется и выплачивается пенсия, то она насчитывается с учетом той информации, которая есть в электронном и бумажном пенсионных делах. Сейчас только для переселенцев предусмотрен механизм, что пенсии им могут выплачиваться исключительно по электронному делу. Если же человек отказывается от статуса, то для возобновления пенсии ему нужно предоставить бумажное дело.

С такими вопросами к нам обращается немало людей. Но в суд соглашаются идти только самые принципиальные. И суды выносят в основном положительные решения (по крайней мере, в нашей практике 100% дел завершено в пользу пенсионеров), с формулировкой “выплачивать пенсию на общих основаниях”. Сотрудники управлений Пенсионного Фонда в личных беседах соглашаются, что они имеют все возможности выплачивать пенсии переселенцам, которые оказались от справки ВПЛ, по электронному пенсионному делу, но для этого нужно основание – решение суда (либо снова получить справку переселенца).

– Что Вы рекомендуете делать переселенцам-пенсионерам, которые все же отказались от справки?

– В ходе консультаций мы всегда рассказываем, какие есть варианты решения проблемы и их последствия. Если человеку необходимо получать пенсию и он готов проходить проверки и верификации, то мы рекомендуем ему заново оформлять справку переселенца. Если человек хочет в дальнейшем получать пенсию на общих основаниях (без привязки к справке ВПЛ), но при этом он готов потерпеть какое-то время без пенсии (а это может занять до полугода), то можно обращаться в суд.

– Что говорят в Министерстве социальной политики об этом?

– В отличие от других вопросов, с одной стороны, он не вызывает противодействия со стороны представителей Минсоцполитики и Пенсионного фонда, с другой – ничего не делается для его разрешения. Эта проблема возникла примерно год назад, и до этого, переселенцам, которые прописались на подконтрольной территории, спокойно выплачивались пенсии на общих основаниях.

– Есть ли проблемы с выплатами пенсий за предыдущие периоды (задолженности)?

– До середины 2016 года не было вообще никаких проблем с выплатами пенсий за предыдущие периоды. Зачастую пенсионер обращался за восстановлением выплаты пенсии и получал как текущие выплаты, так и задолженность. Если и были какие-то проблемы, то они носили индивидуальный характер. Начиная с середины 2016 года, таких индивидуальных случаев становилось все больше. И все больше людей обращались к юристам, чтобы защитить свои права в судебном порядке. Сейчас все стало гораздо сложнее. 25 апреля 2018 года были внесены очередные изменения в подзаконные нормативные акты, где предусмотрено, что человеку, который обращается за пенсионными выплатами, начисляют пенсию с момента обращения, а вся задолженность за предыдущие периоды учитывается отдельно и будет выплачена в порядке, который будет разработан в будущем. А на сегодняшний момент он так и не разработан.

И если раньше к нам в основном обращались люди с задолженностями за год-два, то сейчас у нас большое количество людей, которым в мае-июне этого года приостановили выплаты, и пока им их восстановили, образовался долг за два-три месяца. То есть люди не могут даже получить долг за такой короткий период как один месяц.

– Насколько сложно сегодня приехать с неподконтрольной территории и начать процесс получения (восстановления) украинской пенсии?

– Нужно приехать на подконтрольную территорию, в Управлении труда и социальной защиты получить справку переселенца. Далее нужно обратиться в Пенсионный фонд. Затем нужно пройти комиссию, по результатам которой данные передаются в Пенсионный фонд, и идет начисление пенсии.

– Что сейчас происходит с комиссиями и проверками после того, как 4 июля 2018 года Киевский апелляционный суд отменил нормативные акты Кабинета министров, которые обязывают внутренне перемещенных лиц проходить проверки?

– Возникла парадоксальная ситуация, когда суд признал отдельные нормы Постановления Кабмина № 365 незаконными, но при это оставил другую часть в силе. Сами проверки признаны незаконными, но нормы о составлении акта обследования жилищных условий переселенца и проведение комиссий по возобновлению выплат, остались в действии. То есть органы не имеют права проводить проверку, но при этом должны составить акт.

Некоторые управления соцзащиты просто предлагают переселенцу прийти к ним на прием и показаться, иногда переселенцам советуют обратиться с просьбой провести проверку на дому. Все интерпретируют по-разному такое решение, именно поэтому в каждом регионе разная практика, в которой безусловно трудно разобраться пожилому человеку.

– Факт пересечения линии разграничения является основанием, чтобы приостановить выплату пенсии?

– Поскольку у нас пенсионные выплаты привязаны к справке переселенца, то это, как минимум, стоит брать во внимание. Согласно украинскому законодательству, если человек, выезжает более чем на 60 дней на оккупированную территорию, это является основанием для аннулирования справки ВПЛ, а соответственно ему будет приостановлена пенсия. Но на практике 60 – это крайне условный срок. Факт пересечения линии разграничения (в сторону неподконтрольной территории) фиксируется системой “Аркан”, и с какой-то определенной периодичностью и логикой (которую не понимают даже сотрудники Пенсионного фонда) списки людей, которые зафиксированы как такие, что выехали на неподконтрольную территорию, приходят в управления Пенсионного фонда. Но особенность системы такова, что фиксируется лишь факт выезда. Любой человек, который выезжает, например, в Донецк даже на 10 дней, может попасть в этот список, который получит Пенсионный фонд и сразу приостановит выплату пенсии.

– В каких еще случаях переселенцам приостанавливают выплаты пенсии?

– К нам обращались люди, которым приостанавливали выплаты пенсии из-за того, что они якобы не прошли проверки, как правило, их просто не было дома на момент прихода комиссий. Были истории, когда люди лежали в больнице (в стационаре), соответственно их не было дома на момент проверки, и их лишали пенсий. И даже больничные листы не были аргументом для восстановления пенсии и приходилось обращаться в суд. У нас недавно был случай, когда переселенка, которая проживала в Днепре, поехала в Полтаву на День рождения к подруге. И в тот момент комиссия не застала ее дома и приостановила выплату пенсии. После этого женщина решила добиться восстановления пенсии и предоставила в Пенсионный фонд железнодорожные билеты, фотографии из Полтавы, показания подруги и так далее, чтобы доказать, что она не уезжали на оккупированную территорию. В Пенсионном фонде эти аргументы даже не захотели слушать, тогда как в суде этого оказалось достаточным основанием, чтобы пенсия была восстановлена.

– Почему, на Ваш взгляд, проблемы с выплатами пенсий для переселенцев не решаются, а только создаются новые?

– Безусловно, на текущий момент существует много мнений относительно причин – и политические, и финансовые. Но с нашей точки зрения – как юристов, должна быть четко сформулированная в законодательстве процедура, которая была бы понятна обычному человеку. Чтобы каждый мог для себя четко понимать – что нужно делать и каким правилам следовать.

Беседовал Владислав Булатчик, “ОстроВ”