За последние три года в связи с российской агрессией, помимо государственной границы, в Украине появились еще две: линия разграничения на Донбассе и административная граница с временно оккупированным Крымом. Для них действуют свои отдельные правила и особенности, которые постоянно поддаются критике то со стороны общественных организаций, то органов власти, то обычных граждан. И пока украинские власти наперебой заявляют о том, что Крым и Донбасс – это Украина, правила пересечения этих условных “границ” говорят лишь об отдалении от этих территорий.
“ОстроВ” рассмотрел существующие порядки, а также узнал, какие готовятся изменения, которые, вероятно, стоит ожидать в ближайшее время.
Граница “Крым”
В начале февраля социальные сети всколыхнула история крымчанина Ильи Ильина, который пытался вывезти свои вещи с полуострова в Киев, но не смог этого сделать. “Камнем преткновения” стали б/у вещи: микроволновка, кофеварка, аэрогриль, тостер, перфоратор, дрель.
[vc_single_image image=”2444″]
“7 февраля мы пытались провезти с территории Крыма на материковую часть Украины машину с личными вещами – все бывшие в использовании. Пограничники запретили к провозу мои личные вещи, и при этом они предложили выехать в буферную зону и выбросить все вещи там. Они даже не смогли эти вещи изъять. Мы также столкнулись с тем, что некоторые пограничники сами решают, что разрешено к провозу, а что нет”, – рассказал он.
В результате он вынужден был провести 33 часа в попытке пройти “границу” со своими вещами. Однако успехом это не увенчалось, и он выехал на материковую Украину без них.
Согласно Закону Украины “Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины”, все украинские граждане имеют право на свободный и беспрепятственный въезд на временно оккупированную территорию и выезд из нее через контрольные пункты въезда-выезда при предъявлении документа, удостоверяющего личность и подтверждающим украинское гражданство. Иностранцам же для въезда в Крым необходимо оформлять специальное приглашение.
Однако, далеко не все вещи можно перевозить через крымскую границу. 16 декабря 2015 Кабинет министров принял постановление № 1035 “Об ограничении поставок отдельных товаров (работ, услуг) с временно оккупированной территории на другую территорию Украины и/или с другой территории Украины на временно оккупированную территорию”. В частности, этим постановлением запрещается провоз любых товаров за исключением:
– личных вещей граждан, которые перемещаются в ручной клади или багаже,
– социально значимых продуктов питания, суммарная стоимость которых не превышает эквивалент 10 000 гривен и суммарный вес которых не превышает 50 кг на одного человека.
Интересно, что действие этого постановления не распространяется на поставку электрической энергии (в обе стороны), ввоз гуманитарной помощи в Крым и товаров, имеющих стратегическое значение для отраслей экономики и безопасности Украины.
Что касается разрешенных в провозу товаров, то этот момент стоит рассмотреть подробнее. Если вы думаете, что книги, посуда и электрочайник, которыми вы пользовались несколько лет, это ваши личные вещи, то вы глубоко ошибаетесь. По крайней мере, с точки зрения Таможенного кодекса Украины (статья 370), где подробно расписан список разрешенных к ввозу и вывозу вещей.
В частности, в список разрешенных личных вещей входят: одежда, белье(!), обувь и украшения с признаками “бывшего употребления”, товары личной гигиены, один фотоаппарат, одна кино-, видеокамера, один переносной проектор, бинокль, переносные музыкальные инструменты в количестве не более двух штук, одно переносное звуковоспроизводящее устройство (в том числе магнитофон, диктофон, проигрыватель компакт-дисков и т.п.), один переносной радиоприемник, калькуляторы и электронные книги в количестве не более двух штук.
“На самом деле это страшно читать, что разрешено к провозу, например, белье только с признаками бывшего потребления. Вдумайтесь: по закону нельзя провезти пару новых трусов! Это бред. И вместе с этим нигде не прописаны признаки бывшего потребления, что сводит такую проверку на границе к чисто субъективным факторам. Зато провоз бинокля выводится в отдельный пункт, наверное, как один из наиболее важных предметов к провозу”, – говорит крымский правозащитник Николай, который пожелал остаться инкогнито.
На этом список разрешенных личных вещей не заканчивается. В него еще входят: не более двух мобильных телефонов и пейджеров(!), один переносной телевизор, переносные персональные компьютеры в количестве не более двух штук , флэш-карты (не более трех штук), одна переносная печатная машина, не более двух пар часов, 0,5 литра туалетной воды и/или 100 граммов духов.
“Этот порядок не просто копирует пограничный контроль, но и ужесточает его. И снова мы видим маразматические пункты в виде печатной машинки и пейджеров. В каком веке создавался этот список? А вы знаете, что не все пограничники считают ноутбуки переносными компьютерами и не разрешают их провозить? Да, такие случаи есть. И что колонки, мышки, DVD-плееры не входят в этот список. Это тоже факт. Я уже молчу про все остальное. Одна женщина полгода назад выезжала из Крыма в Харьков на ПМЖ, продала квартиру и купила на новом месте. Она захотела перевезти мебель и технику с полуострова и не смогла этого сделать. Не разрешено. Холодильник, плазму, ковры, диваны, вазы, статуэтки, посуду и так далее она не смогла вывезти. И подобных историй сотни, а то и тысячи”, – рассказал Николай.
“Если мы говорим, что Крым – это Украина, то почему украинец не может с территории Украины перевезти на другую территорию страны свои вещи? Это нонсенс”, – резюмирует правозащитник.
Помимо личных вещей, украинское правительство разрешило провозить социально значимые продукты питания (суммой не более 10 тысяч гривен и 50 кг на 1 человека). К ним относятся мука, хлеб, макаронные изделия, крупа гречневая, рис, говядина, свинина, сало, птица, колбаса вареная 1 сорта, молоко жирностью 2,5 %, сметана жирностью 20 %, сыр мягкий, масло, яйца куриные, сахар-песок, масло подсолнечное, картофель, соль. Именно этой нормой пользуются многие крымские предприниматели, которые возят на продажу в Крым украинские товары.
Это особенно выгодно тем, у кого есть собственное транспортное средство и кто живет недалеко от границы, так как расходы на бензин в таком случае минимальны. Например, в небольшим микроавтобусом можно провезти 500 кг продуктов при условии, что едут 10 человек.
“Постановление 1035 очевидно противоречит действующему законодательству, Конституции Украины и Европейской конвенции. Оно также мешает гражданам осуществлять свое право собственности“, – считает юрист общественной приемной Украинской Хельсинской Группы по правам человека по Крыму Анна Росомахина.
Стоит отметить, что по информации “ОстроВа”, украинские и российские таможенники на крымской границе очень лояльно относятся ко взяткам за провоз запрещенных товаров. Средняя “такса” за провоз одной запрещенной вещи – 100 грн. Очень часто этим способом крымские предприниматели возят украинские товары для продажи в Крыму.
Но в скором времени строгий порядок может измениться, и украинцы смогут беспрепятственно вывозить свои вещи с оккупированного Крыма на материковую Украину. По крайне мере, так утверждает советник министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Олеся Цыбулько.
“Наше министерство полностью поддерживает позицию правозащитников и общественности относительно того, что гражданин Украины, который оказался на временно оккупированной территории Крыма, имеет право вывозить свои вещи, если он хочет переехать в Украину. Мы полностью поддерживаем эту позицию и отстаиваем ее в Кабинете министров Украины”, – заявила она.
Она также проинформировала, что в середине февраля состоялось межведомственное совещание в Кабмине по этому поводу, где было принято решение разработать в двухнедельный срок изменения в законодательство по облегчению пересечения линии разграничения с Крымом.
“Все на этом совещании согласились, что необходимо вносить изменения, там наши граждане, которым необходимо облегчить пересечение линии разграничения с Крымом. Наконец-то нас услышали. И сейчас есть протокольное поручение, по которому мы должны доработать изменения законодательства, а именно отмену СЭЗ Крым (Свободная экономическая зона Крым, – “ОстроВ”), которая не имеет никакого смысла, и изменения в законы про права людей на временно оккупированной территории, а также внесение изменений в печально известное постановление, которые бы позволили людям перемещать личные вещи без ограничений”, – пояснила О.Цыбулько.
Вместе с этим советник министр подчеркнула, что изменения не будут касаться товаров для бизнеса и предпринимательской деятельности.
“Там будут внесены изменения по облегчению пересечения, чтобы люди имели право провозить личные вещи. Это не будут товары и все, что касается бизнеса. Мы поддерживаем позицию, что на временно оккупированную территорию Крыма нельзя провозить никакие товары для бизнеса и предпринимательской деятельности“, – уточнила она .
В настоящее время изменения в порядок еще разрабатываются и возможно уже на этой неделе они будут рассмотрены и приняты правительственным комитетом. Предполагается, что они позволят украинцам вывозить все свои личные вещи, а также домашних животных. Постановлением будет также урегулирован вопрос ввоза тел из оккупированного Крыма для захоронения на материковой части Украины.
И в заключении крымской темы хочется привести слова переселенцы из Крыма, у которого на полуострове осталась мать-инвалид и который вынужден туда регулярно ездить. Он не скрывает свой проукраинской позиции и называет себя патриотом Украины. Но он признается, что для того, чтобы попасть в родной Крым, вынужден это делать через “страну-оккупанта”.
“Гораздо проще пересечь любую государственную границу, чем крымскую с материковой Украиной. Это я говорю как человек, который много путешествует по всему миру. Несколько часов ожиданий на контрольных пунктах, пеший переход, непонятный транспорт до эти пунктов, безумно строгие порядки в вопросе провоза багажа, документов и так далее, – все это вас ждёт по пути в Крым и обратно. Украинская власть сделала все, чтобы людям было проще и удобнее добираться на полуостров через Россию. В последнее время я именно так и делал: ехал из Киева в Москву и оттуда на самолёте в Симферополь. Да, дороже, но зато спокойнее и быстрее”, – рассказал он.
И в конце он добавил, что его самая заветная мечта не в том, чтобы Крым вернулся в состав Украины, в этом он и так уверен, а в том, чтобы Украина хотя бы сейчас не отталкивала полуостров еще дальше.
Граница “Донбасс”
Не менее “положительные” отзывы “ОстроВ” услышал от пересекающих линию разграничения в зоне АТО на Донбассе. Эта “граница” появилась в 2014 года после начала боевых действий, когда украинские власти решили каким-то образом провести черту между контролируемой и неконтролируемой территориями. Ее называли и продолжают называть по-разному: линия разграничения, соприкосновения, огня, но никогда не границей. Хотя, по факту, правила ее пересечения могут посоревноваться в строгости со многими межгосударственными границами.
“Я пересекаю линию разграничения примерно раз в 3-4 месяца с 2014 года. Сейчас из неё сделали настоящую государственную границу. Создаётся впечатление, что я из Украины еду в совершенно другое государство и наоборот. И отношение к нам, пересекающим “границу”, соответствующее: на нас смотрят косо, подозрительно, проверяют все вещи, задают унизительные вопросы. Вслух ничего не говорят, но всем видом показывают, что мы как минимум предатели, а максимум сепаратисты и убийцы. Мне кажется, что стоит прекратить лицемерие и начать называть вещи своими именами – это граница, а никакая не линия, зона или как там ещё это называют”, – рассказал “ОстроВу” житель Донецка Владимир, регулярно пересекающий линию.
Прежде всего, чтобы попасть на неподконтрольную территорию Донбассе, нужно получить своеобразную “визу” – пропуск от СБУ, так как с 21 января 2015 года на всех въездах и выездах из зоны АТО действует пропускной режим. Пересекать линию разграничения можно строго в установленных контрольно-пропускных пунктах ( их сейчас работает 5). Более того, это можно делать только в специальное отведенное время – с 7-00 до 18-30. В связи с такими строгими правилами не удивительно, что на КПВВ постоянно образуются длинные очереди. На некоторых из них время ожидания составляет по несколько часов. Стоит учесть, что пункты пропуска очень слабо оборудованы лавками, туалетами, тентами и другой инфраструктурой, поэтому для многих людей, особенно пожилого возраста, ожидание превращается в настоящую муку.
“Я езжу в Донецк почти каждый месяц, у меня там живет родня: отец, мать, сестры. У них там небольшой бизнес, свой дом, и переезжать они не хотели, не хотят и не собираются. А я решил жить в свободной стране и уехал в Киев. Поначалу мы ссорились на этой почве, но сейчас мы приняли выбор друг друга. К сожалению, они отказываются приезжать даже в гости, так как наслушались местной пропаганды про “укрофашистов” и “бандеровцев”. Но я стараюсь ездить к ним почаще, рассказываю про реальное состояние дел в стране, стараюсь предоставить им альтернативную точку зрения. И все бы ничего, но мои поездки больше всего омрачает пересечение границы как с украинской стороны, так и со стороны “ДНР”. Смотрят все, спрашивают обо всем, с каждым разом ловлю все более подозрительные взгляды и ехидные замечания в свой адрес. Один раз на украинском КПВВ один из сотрудников мне сказал, чтобы я передал “своим”, что недолго им осталось. И как это воспринимать? Что отвечать? И я знаю, что подобные истории встречаются часто”, – поделился с “ОстроВом” переселенец из Донецка Михаил.
Мониторинговые команды Благотворительного Фонда “Право на защиту” регулярно осуществляют мониторинг ситуации на КПВВ в Донецкой и Луганской областях, и среди типичных проблем они выделяют следующие:
– на КПВВ недостаточно доступной информации о порядке пересечения линии разграничения;
– уровень безопасности гражданских лиц на КПВВ (периодические обстрелы вблизи КПВВ и отсутствие укрытия);
– медленное движение очереди автомобилей, выезжающих с неподконтрольной территории Украины на подконтрольную;
– в зимний период: обеспечение дровами КПВВ для обогрева сотрудников, находящихся на дежурстве, а также людей, находящихся в очередях;
– проблемы с перемещением жителей населенных пунктов, которые находятся за так называемым “нулевым” блок-постом.
“Так, например, в период с 1 по 10 февраля сотрудники БФ “Право на защиту” фиксировали, что на КПВВ “Майорское” каждую ночь остаются на ночлег от 7 до 15 человек. Почти каждую ночь в районе КПВВ наблюдаются обстрелы, поэтому сооружение укрытия для гражданских лиц является актуальной и срочной требованием безопасности. Зато на КПВВ “Станица Луганская” люди с неподконтрольной территории Украины жалуются на очереди: работает только 2 окна, длинная процедура проверки багажа, запрещено проносить мясо-молочные продукты питания”, – рассказывает правовой аналитик БФ “Право на защиту” Елена Виноградова.
Помимо самой процедуры пересечения линии разграничения, существует отдельный порядок провоза товаров и вещей. Прежде всего, это все те личные вещи, которые разрешены к провозу через крымскую границу (пейджер, печатная машинка, белье и вещи б/у и т.д.).
Что касается продуктов питания, то здесь правила несколько мягче и отдельного списка нет. Единственное, что сохраняется правило, согласно которому их суммарная стоимость не должна превышать 5 тысяч гривен и вес 50 кг на 1 человека. Дополнительно через линию разграничения разрешен провоз алкогольных напитков и табачных изделий в ограниченном количестве.
И что самое главное, через линию разграничения разрешено провозить личное имущество со следами использования, предназначенное для обустройства помещений, а именно: мебель, посуда, кухонное оборудование, постельное, книги, тетради, канцелярские принадлежности, ковры, картины, осветительные приборы, инструменты, игрушки и так далее. На бытовую технику лучше всего взять документы, так как сотрудники КПВВ могут их потребовать.
В основном этот порядок коснется субъектов хозяйствования, так как он был разработан в ответ на торговую блокаду с неподконтрольной территорией Донбасса. Однако, в нем также регулируется вопрос перемещения товаров обычными гражданами.
Так, согласно 9 пункту этого постановления, физические лица осуществляют перемещение товаров в ручной клади и/или сопровождаемом багаже автомобильным транспортом по перечню и объемам (стоимость, вес, количество), утверждаемых министерством вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц.
Как рассказала “ОстроВу” советник министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Олеся Цыбулько, данный порядок будет разработан министерством в течение месяца. Она также заверила, что он не потерпит существенных изменений, и обычные граждане смогут также свободно провозить продукты питания и товары первой необходимости через линию разграничения.
“Наша позиция состоит в том, что люди должны провозить продукты питания и товары бытового назначения для себя. Мы поддерживаем наших граждан, которые находятся под оккупацией или на неподконтрольной территории, мы считаем этих людей нашими гражданами, и мы будем делать все, чтобы облегчить им жизнь. Мы хотели бы увеличить лимит того, сколько бы люди могли провезти своих продуктов питания. Была сделана такая попытка, когда мы увеличили этот лимит с 50 до 75 кг. Но Захарченко и Плотницкий зарабатывают именно на продуктах питания и товарах бытового назначения из России, они взяли под контроль все поставки из РФ и им оказалось невыгодно увеличения лимита. Поэтому, когда мы разрешили людям провозить до 75 кг, они ввели ограничение в 50 кг. Соответственно, не все зависит от нас, но мы хотели бы увеличить такой лимит, чтобы люди могли провезти запас продуктов на более длительный срок“, – сказала она.
Таким образом, профильное министерство совместно с правозащитными организациями всячески выступает за либерализацию процедуры пересечения линии разграничения (в том числе и административной границы с Крымом) и инициируют соответствующие изменения, однако решения правительства, СБУ и других структур пока остаются неизменными.
“Созданная система пересечения линии соприкосновения конечно же не является идеальной. Но ее надлежащая работа зависит не только от украинских органов власти. Так, например, по словам наших чиновников, новые коридоры или увеличения пропускной способности существующих невозможно из-за нежелания другой стороны конфликта их открывать или обеспечивать соответствующие меры безопасности для гражданского населения. Однако существует много того, что украинская сторона может делать. Это – улучшение информирования населения о процедуре пересечения линии соприкосновения на КПВВ, обустройство укрытий на КПВВ, обеспечение отопительными материалами сотрудников КПВВ и обустройство большего количества пунктов обогрева для населения, ожидает в очереди на КПВВ в зимний период”, – считает правовой аналитик БФ “Право на защиту” Елена Виноградова.
Безусловно, нельзя забывать о том, что две “границы” возникли не по желанию Украины, и с другой стороны есть оккупационные власти и незаконные вооруженные формирования, которые также диктуют свои правила и порядки. Но все-таки не стоит забывать, что это украинские территории и там продолжают оставаться наши граждане.
Андрей Андреев, “ОстроВ”