– Здравствуйте! Я хочу подать документы на биометрический загранпаспорт. Мой внутренний украинский паспорт был выдан в Севастополе, и прописка у меня также крымская. Кроме украинского паспорта и идентификационного кода, у меня нет никаких документов.
– Справка переселенца? Свидетельство о рождении? Хоть что-нибудь.
– Нет, ничего нет.
– К сожалению, мы ничем не можем вам помочь. Нам нужен хоть один ваш дополнительный документ, у нас такое распоряжение. Вы можете даже вызвать полицию или жаловаться вышестоящему начальству, но документы мы все равно принять не сможем.
Диалог состоялся в одном из Центров по предоставлению административных услуг города Киева. Стоит ли говорить о том, что ему предшествовала бессонная ночь, проведенная в очереди, и несколько часов ожидания под кабинетом…
После нескольких попыток убедить сотрудника центра, что согласно действующему законодательству я не обязан предъявлять никаких дополнительных документов, я все-таки “сдался” и отдал свидетельство о рождении и редакционное удостоверение с работы. Этого оказалось достаточно, за паспортом попросили приходить через два месяца. К сожалению, по закону решить этот вопрос не удалось. И подобных историй сейчас много по всей Украине.
На сегодняшний день для получения биометрического загранпаспорта лицам, которым внутренний паспорт был выдан в оккупированном Донбассе или Крыму, нужно подавать либо дополнительные документы, либо “попасть” на адекватного сотрудника миграционной службы (таких историй очень мало), либо решать вопрос “через конверт”, то есть взяткой.
“ОстроВ” разобрался, как сегодня обстоят дела с оформлением биометрических паспортов переселенцамb и гражданами Украины, проживающими на оккупированных территориях.
Как должно быть по закону
“Законодательством не предусмотрено предоставление дополнительных документов и особой процедуры оформления паспорта гражданина Украины для выезда за границу для внутренне перемещенных лиц”, – заверили “ОстроВ” в Государственной миграционной службе Украины в ноябре 2016 года.
Там также отметили, что выдача паспорта для выезда за границу гражданам (в том числе получения оцифрованных отпечатков пальцев рук) осуществляется территориальными органами или подразделениями ГМС независимо от места жительства гражданина.
Для оформления заграничного паспорта переселенцам и жителям оккупированных территорий Украины необходимо подать следующие документы:
1) заявление-анкету;
2) паспорт гражданина Украины;
3) индивидуальный налоговый номер физического лица – плательщика налогов (идентификационный номер);
4) соответствующие документы с отметкой банка об осуществлении установленных законодательством платежей (консульского сбора) или оригинал и копию документа об освобождении от таких платежей (консульского сбора);
5) при оформлении второго загранпаспорта обязательно наличие ранее выданного паспорта или проездного документа ребенка (действующего и/или не действующего);
6) выписка из Единого реестра досудебных расследований (в случае потери предыдущего загранпаспорта);
7) в случае оформления паспорта лицу, не достигшему двенадцатилетнего возраста, или лицу, которое не может передвигаться самостоятельно в связи с длительным расстройством здоровья, что подтверждается соответствующей справкой лечебного учреждения, может быть подано две цветные фотографии размером 3,5 х 4,5 сантиметра и одну фотографию размером 10 х 15 сантиметров для внесения оцифрованного изображения лица путем сканирования.
Стоимость биометрического загранпаспорта в отделении ГМС составляет 557,32 грн (изготовление составит 20 рабочих дней), 810,32 грн (за 7 рабочих дней). При обращении в сервисные центры цена увеличится, но процедура будет значительно комфортнее. Например, если оформлять биометрический загранпаспорт через сервисный центр “Документ”, то цена составит 957,32 грн за 20 рабочих дней и 1210,32 за 7 рабочих дней.
“Я оформляла биометрический паспорт в Киеве в январе 2017 года, и никаких дополнительных документов у меня никто не требовал. Это было в Дарницком отделении Миграционной службы Украины. Все прошло очень быстро, вежливо, свой паспорт я получила примерно через месяц, без каких-либо задержек. Я могу с уверенностью сказать, что мои друзья, переселенцы, прошли подобную процедуру еще в конце 2016 года, и также у них никто и ничего не требовал: только украинский паспорт и код”, – рассказала “ОстроВ” переселенка из Крыма Екатерина, у которой украинский паспорт был выдан в Севастополе.
Но такая процедура действовала лишь до недавнего времени. А именно до заветной даты предоставления Украине безвизового режима.
Что происходит сейчас
После голосования Европейского парламента 6 апреля за окончательную отмену виз для краткосрочных поездок украинцев в страны Европейского Союза, ажиотаж на биометрические паспорта вырос в разы. В один миг стали появляться километровые очереди в отделения Миграционной службы и паспортные сервисы.
Именно в тот момент на сайте Государственной миграционной службы появилось сообщение о том, что если украинский внутренний паспорт был получен на территориях Украины, которые в настоящее время не контролируются украинской властью (отдельные регионы Донецкой и Луганской области и АР Крым), рекомендуется при подаче документов для оформления паспорта гражданина Украины для выезда за границу предоставить любые дополнительные документы, содержащие фотоизображения. Это может быть:
– дипломатический паспорт Украины;
– служебный паспорт Украины;
– удостоверение личности моряка;
– удостоверение члена экипажа;
– удостоверение личности на возвращение в Украину;
– водительское удостоверение;
– военный билет;
– пенсионное удостоверение;
– льготное удостоверение;
– пропуск на работу.
При отсутствии документов, содержащих фотоизображения, можно предоставить:
– свидетельство о рождении;
– свидетельство о браке;
– свидетельство о расторжении брака;
– дипломы об окончании вуза;
– другие документы.
Ключевой посыл в этом сообщении состоит в том, что ГМС только рекомендует предоставлять эти документы. Ведь из-за того, что это не закреплено законодательно, требовать просто не имеют право.
Поначалу все так и было, сотрудники миграционной службы лишь просили переселенцев предоставить дополнительные документы, и в случае их отсутствия не отказывали в оформлении паспорта. Вместе с этим начались задержки в выдаче биометрических паспортов.
“По нашему опыту для жителей оккупированных территорий Донбасса и Крыма, а также для переселенцев, предусмотрена более сложная процедура получения биометрического загранпаспорта. Это связано с тем, что у ГМС нет доступа к исходникам документов, которые остались в архивах на неподконтрольных территориях. Поэтому, Миграционной службе приходится заново собирать информацию о человеке, что может вызвать задержки в оформлении документов. Чтобы ускорить эту процедуру, в ГМС просят предоставить дополнительные документы. Согласно рассказам самих людей, некоторым делали паспорт и без дополнительных документов в срок, а некоторые – получали с задержками до двух месяцев, поэтому лучше перестраховаться и взять максимальное количество дополнительных документов”, – рассказала “ОстроВу” аналитик ОО “Европа без барьеров” Екатерина Кульчицкая.
С конца апреля ситуация ухудшилась, и у жителей оккупированных Донбасса и Крыма стали уже требовать дополнительные “рекомендуемые” документы, в противном случае отказываясь оформлять биометрический паспорт.
Вячеслав переехал из Донецка в Киев три года назад. Собирался впопыхах, как многие другие, думал, что это лишь на время. С собой успел взять только украинский паспорт и идентификационный код. Все остальные документы остались в донецкой квартире. В конце апреля он решил оформить биометрический паспорт, и отправился в столичный паспортный сервис.
“В паспортном сервисе мне отказали из-за паспорта, который был выдан в Донецке, мол из-за невозможности его проверить. Потребовали еще три документа, подтверждающие личность, и даже наличие старого (действующего) загранпаспорта им оказалось недостаточным. Никакие аргументы не помогли. После этого я пошел разбираться в Государственную миграционную службу. Там вопрос решился, но тоже не сразу. Я им объяснил, что доступа к дополнительным документам нет и не будет, никто их передать мне не сможет ни в каком виде. В результате продолжительной беседы сошлись на том, что я предоставил им копию рабочего удостоверения. Разумеется, пришлось в разговоре несколько раз настойчиво пригрозить подачей иска в суд. Биометрический паспорт я получил вовремя”, – рассказал он “ОстроВу”.
Но далеко не всем так везет. Ирина в Мариуполе пыталась решить вопрос по закону, и даже готова была предоставить справку переселенца и свидетельство о рождении, но сотрудница ГМС потребовала один документ с фотографией.
“Это было дело принципа для нее. Было видно, как ей не нравится то ли здесь работать, то ли иметь дело с переселенцами. Но она была настроена очень агрессивно и негативно. Мне пришлось на время отказаться от оформления биометрического паспорта. Но спустя две недели я обратилась в то же отделение, но к другой сотруднице, которая приняла мои документы без всяких разговоров. И таких историй по Донецкой области много. Все зависит о того, на кого ты попадешь. Одни примут документы с минимальным набором, а другие до последнего будут делать все, чтобы тебя унизить и отказать”, – сказала она.
О том, как может не повезти с сотрудником ГМС, свидетельствует история, произошедшая с переселенцем из Донбасса Евгением Семехиным в Черновцах. Там старший инспектор требовал у него справку переселенца для оформления биометрического паспорта, а после этого в грубой форме “послал” его.
“П…дуйте в свою Донецкую область и делайте себе там паспорт”, – ответил инспектор, который и не подозревал, что ведется аудиозапись разговора.
Иногда вопрос можно решить через взятку. Как рассказал “ОстроВу” переселенец Николай, проще всего это можно сделать на Западной Украине, например, во Львове.
“Я знаю нескольких людей, которые без всяких дополнительных документов все примут и сделают. Это законно, и по срокам быстро. Стоит такая процедура 2000 гривен, и спрос со стороны людей, у которых паспорт был выдан на оккупированных территориях, достаточно большой”, – сказал он.
Почему так происходит?
“На оккупированных территориях мы не имеем возможности верифицировать граждан по “форме-1″. Поэтому таких граждан мы идентифицируем по ведомственным информационным базам. Если у них есть водительские права, студенческие билеты, они могут подать, чтобы миграционная служба могла их идентифицировать по этим базам. Если нам не удается идентифицировать этих людей согласно той информации, которую человек предоставляет и ему отказывают, человек может пройти идентификацию через суд”, – разъяснил ситуацию руководитель пресс-службы Государственной миграционной службы Украины Сергей Гунько.
В ГМС “ОстроВу” пояснили, что согласно действующему законодательству для выдачи документа, необходимо провести полную идентификацию личности – через “форму-1”, которая хранится по месту выдачи документа. А учитывая, что доступа к архивам на оккупированных территорий нет, ГМС и требует дополнительные документы.
“На самом деле ситуация намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд. У Государственной Миграционной Службы нет цели дискредитировать переселенцев и людей с пропиской на оккупированных территорий. Мы просто не можем никак проверить информацию. С одной стороны, мы обязаны проверять эту информацию. С другой – мы не имеем права требовать дополнительные документы или отказывать в выдаче. И законодательно этот вопрос не урегулирован. Мы загнаны в угол в этой ситуации, и делаем все, что можем. По сути мы приняли решение про дополнительные документы на свой страх и риск, так как понимаем, что будут обращения в суд, будет критика и так далее. Но спрашивать нужно не с нас, а с Кабмина, Верховной Рады, СНБО, то есть с тех, кто может это урегулировать одним законом или актом”, – рассказал “ОстроВу” один из сотрудников ГМС на правах анонимности.
“По нашей внутренней информации, на осень готовится какая-та законодательная инициатива, где дополнительный список документов для получения заграничного паспорта станет обязательным для украинцев, у кого паспорт был выдан на оккупированных территориях Крыма и Донбасса”, – добавил он.
Действительно, в июле 2017 года в Верховной Раде появился законопроект “о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно идентификации лица для оформления, выдачи, обмена, признании недействительными и уничтоженными документов, подтверждающих гражданство Украины, удостоверяющих личность или специальный статус”.
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что его целью является совершенствование механизма идентификации лица, верификации личности и установления личности при оформлении биометрических документов нормативного закрепления полномочий ДМС в части получения информации о лице из имеющихся государственных и единых реестров, других информационных баз, находящихся в собственности государства или предприятиях, учреждениях (банковских учреждениях) и организациях. По сути это законодательное закрепление дополнительных проверок переселенцев для получения биометрического паспорта.
Общественные организации уже обратились к Верховной Раде, чтобы этот законопроект был отклонен, в противном случае переселенцев снова ждут необоснованные дискриминационные проверки.
К сожалению, у данной инициативы (авторство фракции Народный фронт”) есть сильный покровитель в лице Секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Александра Турчинова. Он открыто выступил за тщательную проверку получателей биометрических паспортов с оккупированного Донбасса и Крыма.
Он заявил, что с начала действия безвизового режима Украины с ЕС число желающих получить биометрические паспорта из Крыма и с территории оккупированного Донбасса увеличилось. И он боится, что под видом украинских граждан с оккупированных территорий доступ к безвизовому режиму могут получить граждане других стран, террористы или представители российских спецслужб
“Именно поэтому для недопущения подобного необходимо внести изменения в действующее законодательство, что позволит осуществлять очень тщательную проверку граждан, которые прибывают с оккупированных территорий для получения биометрического паспорта. В случае выявлений несоответствий поданных данных, таким гражданам должно быть отказано в выдаче биометрического паспорта”, – заявил Турчинов.
В настоящее время законопроект был внесен в повестку дня парламента, но народными депутатами пока еще не рассматривался.
Что делать?
Для переселенцев и тех, кто получал внутренний паспорт на оккупированных территориях, есть несколько вариантов оформления биометрического паспорта. Во-первых, можно собрать несколько дополнительных документов (справка переселенца, права, удостоверение с работы и так далее) и идти напрямую в отделение ГМС или центры по предоставлению административных услуг. Именно в этих учреждениях фиксируется меньшее число отказов в принятии документов.
Во-вторых, можно принципиально принести только внутренний паспорт и ИНН, но быть готовым к отказу и в будущем разбираться через суд. В данном случае может повезти, и документы примут, но никто не застрахован от принципиальных сотрудников ГМС.
В благотворительном фонде “Право на защиту” рекомендуют в случае отказа в оформлении биометрического паспорта требовать письменное разъяснение за подписью ответственного должностного лица.
“Как правило, половина незаконных отказов прекращается на этапе, когда лицо требует предоставить ей письменный отказ. Если же лицу отказали письменно с обоснованием причин такого отказа, то мы советуем обращаться за бесплатной правовой помощью к правовым приемная БФ “Право на защиту”, или там, где нет представительства нашего фонда – в центры по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи. Обычно наши юристы имеют успех в обжаловании незаконных отказов в оформлении документов переселенцам. Кроме этого, лицо прямо на месте может оформить письменную жалобу на имя начальника органа, отказавшего в оформлении заграничного биометрического паспорта, которая подлежит обязательному рассмотрению”, – говорит правовой аналитик благотворительного фонда “Право на защиту” Елена Виноградова.
Кроме того, сейчас работает “горячая линия” ГМС (тел. 044 278 50 30 или эл. [email protected]), которая также принимает жалобы от граждан о незаконных действиях представителей их территориальных подразделений.
“Нужно помнить, что предоставление дополнительных документов — это право, а не обязанность гражданина. Вы сами определяете, хотите ли подавать их, в первую очередь для ускорения процесса, или нет. Решать Вам: соглашаться или жаловаться и ждать, получать отказ и идти в суд”, – отмечают в общественной организации “Донбасс СОС”
Владислав Булатчик, “ОстроВ”